Как скорректировать агрессивное поведение у дошкольника

Как скорректировать агрессивное поведение у дошкольника

В настоящее время проблема повышенной детской агрессивности стоит особенно остро. Врачи, психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены стремительным увеличением количества детей с агрессивными проявлениями в поведении. Ведь любой педагог, имеющий стаж работы в дошкольном заведении 15-20 лет, уверенно подтвердит, что в начале его педагогической карьеры таких детей было минимальное количество. Причём агрессия у детей была контролируемой и не выступала в таких грубых проявлениях. А сейчас практически каждый третий ребёнок-дошкольник подвержен приступам агрессии. Можно сказать, что это становится проблемой общества в целом.

Причины детской агрессивности

Причины повышенной и выраженной агрессивности у дошкольников спровоцированы следующими факторами: кризисом семейного воспитания (когда семейные ценности отходят на дальний план), увеличением числа неблагополучных родов (с патологией новорожденного), невниманием родителей к нервно-психическому состоянию детей (родители из-за загруженности на работе и дома способны уделить ребёнку минимум времени), влиянием средств массовой информации, пропагандирующих жестокость и насилие.

Что такое агрессивное поведение

Агрессия – любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку (в настоящее время всё чаще агрессия становится направленной и на себя). Агрессивность – это свойство личности (хотя в дошкольном возрасте ещё рано говорить о сложившейся личности), которое выражается в готовности к агрессии и агрессивному поведению по отношению к сверстникам, себе и взрослым. Агрессивное поведение в дошкольном возрасте – это конфликты со взрослыми и детьми или причинение болевых ощущений себе. Дошкольники отнимают у других игрушки, дерутся, обзываются, бросают предметы на пол, отказываются принимать пищу или выполнять другие элементы режима дня, кричат, иногда дело даже заканчивается истерикой, - всё это далеко не полный список проявления детской агрессивности. Естественно, взрослым надо всегда держать такие проявления под контролем.

Советы по корректировке агрессивности у дошкольников

Самое главное правило по корректировке детской агрессивности взрослым, пожалуй, такое: самому взрослому всегда оставаться предельно спокойным в моменты проявления детской агрессии. Ведь гнев и злость взрослого способны только усугубить ситуацию, и открытая агрессия взрослого побудит ребёнка к защите таким же точно способом – агрессией. Нужно разговаривать с дошкольником спокойным тоном, без угрожающих интонаций, без негативных эмоций.
Нужно стараться позволить ребёнку куда-то «выплеснуть» накопившуюся отрицательную энергию и агрессию. Например, пусть ребёнок возьмёт газету и порвёт её на мелкие кусочки. Это будет способствовать выходу эмоций и постепенному успокоению.

Всегда нужно стараться точно определить причину агрессии. Это может быть усталость ребёнка, неудовлетворение его желания, способ просто привлечь внимание взрослого, стресс, даже страх. Таким способом (проявлением агрессии) ребёнок пытается «рассказать» взрослому о своей проблеме, хочет поделиться с ним тем, что он чувствует.

Ребёнка, страдающего приступами агрессивности, необходимо обязательно показать психологу, а возможно, и психиатру, чтобы исключить наличие психических дефектов и отставания в психическом развитии, и при необходимости назначить необходимые корректирующие процедуры или средства.
Ни в коем случае приступы агрессии у детей не должны воспитываться посредством телесных наказаний. Метод «клин клином вышибают» тут категорически не подходит и совершенно не способствует повышению доверия ко взрослому, росту его авторитета в глазах ребёнка. А без доверия никакие воспитательные методы не принесут пользы.

Всегда надо стараться быть для ребёнка положительным примером. Ведь если взрослый не способен справиться с отрицательными эмоциями, то и ребёнок не сможет этого сделать тем более. Если в семье нередко происходят ссоры, тем более, на глазах у ребёнка, говорить о снижении агрессивности у него просто бессмысленно.

Ребёнок должен быть всегда уверен в том, что взрослый его поймёт (и в негативных, агрессивных проявлениях тоже) и поможет найти выход для продолжения нормального общения в семье или детском коллективе.

С детьми надо постоянно общаться, не откладывая решение возникающих проблем на потом. Нужно периодически обсуждать с ребёнком события и эмоции прошедшего дня, делиться впечатлениями и желаниями, чтобы ребёнок видел и знал, что вас волнует его жизнь и переживания. Нужно объяснять ребёнку, почему нельзя проявлять агрессию по отношению к другим и к себе, желательно подтверждая свои слова наглядными примерами.

Хвалить и поощрять ребёнка, страдающего проявлениями агрессии, надо непременно. Конечно, похвала должна быть обязательно оправданной и заслуженной. Если постоянно хвалить ребёнка, когда он сделал что-то правильно или хорошо, он обязательно поймёт, что действуя по общепринятым правилам, он может получить и добиться гораздо большего, чем тогда, когда он их нарушает и вызывает неодобрение и осуждение окружающих.

В любом случае, ребёнку, проявляющему агрессивность по отношению к другим или к себе, требуется повышенное внимание взрослых и, особенно, родителей; ему нужно уделять максимум внимания, всячески демонстрировать свою любовь, заботу и привязанность. И ребёнок обязательно откликнется на это, и агрессивность его будет проявляться всё реже и реже.

Самый ценный совет: любите своего ребёнка таким, какой он есть.